Новый Год

Главное меню
Главная
Новогодняя фотосессия
Пригласить Деда Мороза
Фото и видеосъемка
Фотогалерея
Реклама на сайте
Карта сайта
Обмен ссылками
Каталог
Фототуры в Грецию
Развлечения
Новогодние афоризмы
Новогодние гадания
Новогодние стихи
Новогодние тосты
Новогодние рецепты
Новогодние анекдоты
Новогодние игры
Случайное фото
Полезно знать
Выбери свой корпоратив
Как пережить корпоратив
Как устроить незабываемый праздник
Сколько стоит заказать Сердючку
Из истории Нового Года
История Нового Года
Откуда родом Дед Мороз
Кто такой Дед Мороз
Из истории елочной игрушки
История рождественской елки
Почему мы празднуем Старый Новый Год
Из традиций Нового Года
Новый Год на Руси
Новый Год во Франции
Новый Год в Англии
Новый Год в Румынии
Полезные советы
Как выбрать елку
Как украсить елку
Где отметить НГ
Как отметить НГ
Что подарить женщине
Что подарить мужчине
Что подарить коллегам
Новости
Тигр символ 2010 годаТигр символ 2010 года
Россияне будут отдыхать на Новый год 2010, скорее всего, 10 дней подрядРоссияне будут отдыхать на Новый год 2010, скорее всего, 10 дней подряд
Россияне боятся Нового годаРоссияне боятся Нового года
Погода в Москве на Новый годПогода в Москве на Новый год
Россиянам посоветовали, что дарить на Новый годРоссиянам посоветовали, что дарить на Новый год
Главная arrow История рождественской елки
История рождественской елки
19.11.2007 г.
 История рождественской елки 
  

 
 Символика новогодней елки

Истоки этого символа связаны с этимологией осознания дерева в целом.

Издревле у разных народов сложились свои культы деревьев: в Древней Греции — дуб и олива, в Древнем Риме — дуб и лавр, в Вавилоне, Финикии, Халдее Египте — пальма, у китайцев — персик, шелковица и слива, у буддистов — фиговое дерево, священный фикус и дерево бо, у древних кельтов — дуб, береза, орешник, ясень и тис, у скандинавов — ясень, в ламаизме — береза, у даосов — персик, у народов Мексики — агава, у финно-угорских народов — береза, у славян — дуб, береза, липа, у древних германцев — ель и дуб. Однако все деревья имеют единую символику: они соединяют небо, землю и подземный мир, дают возможность сообщения между ними. Посредством дерева человек получает доступ к солнечным, божественным силам.

Поэтому в мифологическом сознании дерево является центром мира, местом соприкосновения сакрального и обыденного.

Кроме того, вечнозеленые деревья с древнейших времен означают вечную жизнь, бесконечный и бессмертный дух.

Понятие дерева в различных языках и диалектах соотносится с понятиями вместилища душ и духов, загробного мира, вселенной, центра мира, гармонии, чуда и волшебства, жертвоприношения и Бога.

В религиях иудеев и христиан в раю растут дерево жизни и дерево познания. На дереве жизни — плоды бессмертия; на дереве познания — плоды добра и зла. В описании рая других религий также рассказывается о деревьях, на которых растут плоды бессмертия, например в даосизме и буддизме — это персик. В китайском, японском, шумерском и индийском раю на деревьях растут драгоценные камни. Во многих религиях прослеживается традиция украшать деревья фонариками, гирляндами, свечами и плодами. Такие деревья символизируют перерождение.

Рождественская елка была еще во времена мифологии

Как свидетельствуют источники, в мифологии деревья соотносятся не только с божествами и людьми, но и с животными. Так, в скандинавской мифологии на вершине мирового дерева Иггдрасиль сидит мудрый орел, корни его гложут дракон и змеи, по стволу бегает белка, являющаяся посредником между «верхом» и «низом», а в середине щиплют листья олень и коза. Все эти животные появляются на изображениях мирового дерева. Иногда вместе с ними можно увидеть петуха — символа солнца и бдительности.

Практически во всех религиях боги умирают на дереве, чтобы потом воскреснуть. Водан — верховный бог скандинавских и германских племен, сам себя принес в жертву и девять дней висел на мировом дереве Иггдрасиль, пронзенный собственным копьем.

В соответствии с традициями западно-христианской символики, Спасителя распяли на деревянном кресте, сделанном из дерева познания добра и зла, то есть и грехопадение человека, и его спасение обретено на одном и том же дереве. Чтобы обновить мир, Иисус Христос вынужден был пройти через смерть на кресте и воскресение, поэтому христианский крест может отождествляться с мировым деревом — той осью, которая соединяет сакральный и обыденный миры.
Райское дерево

Поскольку райское дерево — дерево «первого» Адама, его иногда называют «ада­мовым». Апостол Павел в своих Посланиях к римлянам и коринфянам описывает Христа как «второго» (нового) Адама, а его райским деревом становится крест Голгофы. По христианскому преданию, у основания креста, на котором распяли Спасителя, лежали кости Адама. Таким образом, райское дерево соотносится с двумя Адамами.

Современные протестанты отождествляют рождественское дерево с райским и украшают его предметами, раскрывающими этот смысл: яблоками, как напоминание о плодах познания добра и зла, розами — по числу лет, прожитых «вторым» Адамом в человеческом образе, хлебной выпечкой — в знак новой жизни, которую «второй» Адам принес человеку, и свечами, выражающими божественную любовь. На макушку рождественского дерева водружается Вифлеемская звезда, но эта звезда одновре­менно символизирует и Полярную звезду над земной осью — мировым деревом. Ин­тересно, что в индоевропейских языках слова со значением «дерево» могли принимать значение «вера, верить» («Сравнительный словарь мифологической символики» М. М. Маковского).
Рождественское дерево

До сих пор речь шла о райском дереве вообще. И тем не менее, в нашем сознании новогоднее и рождественское дерево ассоциируется, прежде всего, с сосной или елью.

Издревле верили, что ель обладает чудесным свойством защищать от ведьм и другой нечисти.

Так, древние германцы в период зимнего солнцестояния специально подвешивали ветви ели к потолку, чтобы очистить свой дом. Постепенно еловые ветви стали заменяться целым деревом. Его подвешивали за корень к потолку. Такое положение было символично: оно обозначало солнце, освещающее землю, корни же демонстрировали основу, фундамент. Иными словами, земное является отражением небесного.

Помимо ели с символикой возрождения связаны омела и остролист. Еще во времена Римской империи в период празднования зимнего солнцестояния дома украшались остролистом, плющом, омелой и хвоей. Считалось, что эти растения наделены волшебной силой. При этом особенное значение придавалось омеле -

небольшому вечнозеленому кустарниковому растению, паразитирующему на стволах или ветвях деревьев. У нее зеленовато-белые плоды, которые появляются в середине зимы, казалось бы, вопреки всем законам природы.

Именно поэтому она символизирует жизнь, связь между солнцем и человеком. Особенно ценилась омела, выросшая на дубе. В этом случае она издревле считалась даром богов. Считалось, что она излечивает от бесплодия, исцеляет язвы, заживляет раны, помогает от колдовства, а также открывает все замки (в том числе и от сердца)… Чтобы омела сохранила свои чудесные свойства, при ее сборе необходимо было исполнить особые действия: ее нельзя срезать с дерева простым железным инструментом, она не должна касаться земли и добывать ее можно только в особый день, перед новолунием.

По легенде, поцелуи под омелой усиливают ее целительную силу, поэтому в Западной Европе принято целоваться под ветками этого растения.

Омела может иметь для человека и негативные последствия. Согласно скандинавским легендам, стрела из омелы принесла смерть лучезарному богу Бальдру.
Новогодняя елка в России

В России новогодняя елка появляется после указа Петра 1 от 15 декабря 1699 года. Причем, в нем предписывалось украшать дома не только елками и ее ветками, но и ветками сосны и даже можжевельника.

В царской России елка стала популярной и любимой участницей зимних торжеств. В Санкт-Петербурге самые большие елки устраивались в Аничковом дворце и зале Дворянского собрания, где были организованы катальные горки, карусели, базары детских игрушек и лотереи.

После 1917 года большевики пытались изменить рождественское значение елки. Однако им это не удалось. В декабре 1935 года партийный деятель Павел Постышев "реабилитировал" праздник, и уже в 1936 году в Колонном зале Дома Союзов была организована елка для детей.

Сейчас же елка (натуральная или искусственная) – непременный атрибут новогоднего праздника, создающий новогоднее настроение, декорирующий квартиры и дома, и напоминающий о новогоднем чуде, которого так ждут дети, а часто и взрослые!



 

 
Free template Pirat.ru. Pirates WEBStudio.